События

Искусство Российской Федерации 1960-х годов. Живопись, графика, скульптура

          Выставка завершает показ коллекции произведений постсоветских республик из собрания Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева. Проект стартовал еще в 2017 году. Зритель имел возможность познакомится с творчеством мастеров Прибалтики, Средней Азии, Закавказья, Украины, Молдовы, Беларуси, искусством РФ 1930-1950-х годов.

        1960-е годы – уникальное явление советского искусства, которое сформировалось на волне хрущевской «оттепели», преемственности традиций русского искусства 1920-1930-х годов и мощной фольклорной интонации. К искусству этого времени применим термин «суровый стиль», который стал особым русским художественным направлением и проявил себя во всех видах изобразительного искусства – живописи, скульптуре, графике. Художников объединило стремление рассказать о действительности без ложного пафоса, парадности, описательности, надуманной торжественности, свойственных искусству 1950-х годов.

Этим задачам соответствовали и основные художественные приемы – монументальность, сдержанность цветовой палитры, тяготение к большим форматам холста. Композиции отличаются лаконичностью, в них отсутствует все случайное, мимолетное. В картинах шестидесятников представлены и новые герои. Ими становятся представители «суровых» профессий – полярники, геологи, строители, моряки. Их образы, одновременно и правдивые, и возвышенно-романтизированные, запечатлены на полотнах наиболее ярких и известных художников – «Строители» Н. Андронова, «Суровые будни» П. Никонова, «В степях Кокчетава» В. Попкова, «Труженики полярного Урала» И. Смолина.

          Практически все художники, чьи произведения представлены на выставке, выпускники ведущих художественных вузов страны – Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова и Ленинградского института живописи, скульптуры и графики им. И.Е. Репина. Они проявили себя, за небольшим исключением, во всех жанрах изобразительного искусства.

          Особое внимание художники уделяли пейзажу, развитие которого проходило по нескольким направлениям. В 1960-е годы начинается массовое паломничество художников на Север, неброская красота которого отвечала в полной мере эстетике времени – «Заполярье» П. Смолина, «Карпогоры» В. Стожарова, «Рыбацкая слобода» В. Иванова, «Абрам мыс. У причала» В. Васина.

        Другие художники нашли в живописи тему, определившую весь их дальнейший творческий путь, обратившись к  образу русской деревни и малых провинциальных городов, к простой и хорошо знакомой им самим жизни деревенских людей, внешне неброской, но милой сердцу природе – «Первый венец» В. Сидорова, «Осень» А. Бубнова, серия пейзажей Байкала В. Саксона.

      В портретном жанре хотелось бы отметить «Портрет Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова» М. Девятова – первых советских двухкратных олимпийских чемпионов в фигурном парном катании. Они изображены на фоне катка, изрезанного острыми полозьями коньков. В этих линиях читаются их силуэты, создается образ Ленинграда, с которым были связаны их спортивные годы. 

   А. Никич – одна из ярких фигур сурового стиля, создавший целую серию живописных произведений на тему «В мастерской», в которой показал «суровый» мир своей мастерской. Несколько полотен из цикла представлен и в коллекции ГМИ – «Светлая ткань. Натюрморт», «Модель, слушающая музыку».

      Выставка представляет целый ряд уникальных, но мало известных художников. В. Штраних родился в 1888 году, работал в Большом театре вместе с известным русским художником К. Коровиным, а затем продолжил свое художественное образование под его руководством в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзаж «Весна Подмосковная» –

яркий, динамичный, созвучный новому времени.

    Хотелось бы обратить внимание и на фигуру С. Урусевского, который был не только кинооператором, режиссером, но и художником. Снял классику советского киноискусства – фильмы «Сельская учительница» с актрисой В. Марецкой в главной роли, «Сорок первый» и «Летят журавли». На выставке его замечательные живописные работы – портреты и натюрморты – острые, экспрессивные, со сложными ракурсами, создающими эмоциональное напряжение.

        Искусство трудно ограничить рамками одного направления. Не все художники испытывали влияние сурового стиля. Нашлось место и лирическим интонациям. Художники обращаются к теме семьи («Мои друзья» О. Вуколова, «Розовый дом» И. Лавровой), весны, пробуждающей чувства («Юность» Н. Ливчак), народного творчества («Кружевница» К. Максимова). Меняется и живописная палитра. Художники используют светлые краски – розовые, голубые, нежно-сиреневые, прозрачные светло-серые.

      Поддерживает тематику выставки и скульптура. В эти годы вновь возрождается интерес к дереву. М. Вознесенская – один из крупнейших представителей скульпторов, работавших в этом материале. Ее композиция «Рязанская девушка. Что ж ты милый не идешь?» демонстрирует ее интерес к истокам народного творчества, к традициям русской деревянной скульптуры.

       Мы надеемся, что выставка позволит расширить представление о коллекции музея, познакомить с новыми произведениями известных художников, даст возможность почувствовать уникальность их творчества.   

Экспозиция будет открыта до конца апреля.

Галина Сырлыбаева - куратор выставки

33068286311972424478460026228116740104048955n
33081496656186016416010166320007710587924936n
330972816704187321361373785336837725463906n
----1964
-----1964
-----1966
---1966