События

Искусство Российской Федерации Живопись, скульптура 1950-е годы

В течение последних нескольких лет в ГМИ РК  им. А. Кастеева проходят выставки,  раскрывающие богатство и разнообразие  музейных фондов современного зарубежного искусства, которое совсем еще недавно называлось советским. Реализация проекта подходит к завершению, и последние выставки посвящены произведениям мастеров, представляющих изобразительное искусство Российской Федерации

 1950-е годы в истории огромной страны – особое время. Закончилась война. Страна устала от разрухи, потерь и горя. В картинах художников, созданных в различных жанрах  – радость бытия, красота природы, красота человека, возрождающего жизнь. 

 Картина Владимира Рутштейна «После победы», написанная в 1957 году, выражает лейтмотив всей выставки и своим названием, и эмоциональным содержанием. На полотне – красивые сильные и энергичные молодые парни, представители, скорее всего, заводской команды, победившей в футбольном матче. На их лицах – радость победы, еще не остывший азарт от прошедшей игры.  Примечательна фигура тренера. Перед нами  фронтовик, прошедший дорогами войны, о чем свидетельствуют орденские планки на его груди. По настроению к этой композиции близка и работа Анны Костиной «Выпускной вечер», динамичная, наполненная светом и ощущением счастья.

      На выставке звучит и тема Казахстана. Историческим событием, объединившим всю страну, стало освоение целины. Весной 1954 года десятки тысяч людей отправились покорять новые земли. И художники не остались в стороне. На выставке картины  Валентина Богданова «Письмо от друзей», Ирины Витман «На новой земле», Ростислава Слетова «На целину» наполнены лирическими интонациями, показывают «палаточный» быт молодых целинников.

Впервые представлены уникальные экспонаты – эскизы Павла Корина, предназначенные для декоративного убранства станций московского метро. 

Многие из них были реализованы и сегодня восхищают своими художественными достоинствами. Особенно привлекательны эскизы витражей для метро Новослаботская. В основе – сложные композиции из растительных цветочных мотивов, навеянных орнаментами старинных тканей.

На выставке преобладают женские образы. Это и сельские труженицы на полотнах  Сергея Герасимова, Леонида Кабачека, Степана Дудника,   Александра Пушнина. В картине Константина Дорохова героинями стали молодые работницы, пришедшие на передвижную выставку. Девушки-подружки, отдыхающие в парке, вдохновили Алексея Ткачева.  Глеб Савинов запечатлел сцену на улице со старушками, «выгуливающими» своих внуков.  

Скульптура представлена жанром портрета. Екатерина Белашова, Зинаида Иванова, Илья Слоним, Эдуард Озоль в бронзе и мраморе, дереве и граните представили образы нового послевоенного поколения – молодых красивых людей.   

Практически все произведения переданы в музей  московской Дирекцией художественных выставок в 1960-е годы. Некоторые приобретены непосредственно у авторов, например, «Портрет художницы А.Ф. Костиной» Виктора Орешникова. Картины  «Мальчик с балалайкой» и «Сирень в лейке» Петра Кончаловского,  «Натюрморт с капустой» Аристарха Лентулова,  «Ереванский натюрморт» Александра Осмеркина поступили непосредственно от  наследников этих крупнейших мастеров советского искусства.

isk-rf-001
isk-rf-002
isk-rf-004
isk-rf-003
isk-rf-005