Зерттеулер

Китай, Казахстан и Россия в жизни и творчестве казахстанского живописца Камиля Муллашева

К. Муллашев. Над белой пустыней. Левая часть триптиха «Земля и время. Казахстан». 1978. Авторское повторение. Картон, темпера 86х110 ГМИ РК им. А. Кастеева

К. Муллашев. Юность. Центральная часть триптиха «Земля и время. Казахстан». 1978. Авторское повторение. Картон, темпера 86х125 ГМИ РК им. А. Кастеева

К. Муллашев. Хлебная страда. Правая часть триптиха «Земля и время. Казахстан». 1978. Авторское повторение. Картон, темпера 86х102 ГМИ РК им. А. Кастеева

Сегодня, как и на рубеже ХХ–ХХI веков, в Казахстане работает немало художников, судьбы и карьеры которых могли бы стать предметом специального научного исследования. Выбор живописца Камиля Валиахмедовича Муллашева оказался неслучайным. На своем жизненном и творческом пути художник преодолел немало преград, но его талант, работоспособность, целеустремленность и вера в правильность жизненных приоритетов позволили ему добиться высокого профессионального уровня и признания зрителей и коллег-художников. В настоящее время Камиль Муллашев – заслуженный деятель искусств Республики Казахстан и народный художник Татарстана, лауреат Государственных премий Казахстана и Татарстана, почетный академик Российской Академии художеств, почетный профессор китайских вузов – Педагогического института Хан-Шан города Чао-Жао и Университета Шан-Тао, профессор Государственного университета искусств Астаны. Перечень официальных званий художника свидетельствует о признании его заслуг тремя странами – Казахстаном, Россией и Китайской Народной Республикой. Рассмотрим их роль и значение в жизни и творчестве Камиля Муллашева.

Родился он 27 октября 1944 года в Китае, в городе Урумчи – столице Синьцзян-Уйгурского автономного района, известного как Восточный Туркестан, в татарской семье. Родители были родом из казахстанского Семипалатинска, в Китай перебрались, спасаясь от репрессий. Отец – Валиахмед Мухамадьяр – преподавал в Семипалатинске арабский язык и был учителем письма и каллиграфии в школе при мечети. В Урумчи работал каллиграфом в издательстве и параллельно – художником в советском консульстве. Еще четырнадцатилетним подростком Камиль написал его портрет маслом, в котором ему удалось создать психологически точный образ пожилого человека. Мать преподавала в женской гимназии и обучала неграмотных женщин вне гимназии, за что правительство КНР трижды награждало ее орденами. Кроме того, ее выбирали народным кади – судьей, помогающей в разрешении разного рода споров и житейских ситуаций. На протяжении пяти лет, с 1958 года, она была депутатом Верховного всекитайского собрания. О матери Камиля сохранилось немало печатной информации в Историческом музее города Урумчи, и Камиль всегда гордился, что его семью уважали люди1 .

В 1950-е годы, на которые пришлась его учеба в школе, отношения между Советским Союзом и Китаем были добрососедскими и дружественными. В кинотеатрах Урумчи, по воспоминаниям Камиля, шли советские фильмы, в киосках продавались советские газеты и журналы, в том числе на казахском и уйгурском языках. Особенно интересовал будущего художника московский иллюстрированный журнал «Огонек», потому что в нем печатались цветные репродукции картин.

С детства Камиль проявлял интерес к рисованию. В немалой степени этому способствовали родители. «Дома у нас имелась библиотека, лежали бумага, кисти, то есть были все условия для творчества. Сколько себя помню, я всегда рисовал»2, – говорил он. Поэтому в 1961 году, после окончания школы Муллашев поступил на факультет масляной живописи Синьцзянского института искусств, где в то время преподавали высокопрофессиональные художники, в молодости обучавшиеся за рубежом – во Франции и Италии. В Китае их называли «буржуазными отщепенцами» и с 1955 года ссылали в Синьцзян. Таким образом, Камилю посчастливилось пройти обучение у художника-педагога Ян Мин Сяна, известного под русской фамилией Васин – художника мирового значения, впоследствии проживавшего в Австралии. Преподавали там также Ли Шу Ву и Газы Амат – один из самых известных художников реалистической школы, впоследствии – министр культуры Синьцзяна. Ян Мин Сян преподавал искусство акварели. По словам Камиля, за один год он многое освоил, особенно в области портретной живописи, при этом работал масляными красками и был ориентирован на советское, русское и западноевропейское реалистическое искусство3.

Относительно размеренная студенческая жизнь скоро закончилась. Политика в отношении Советского Союза в Китае после разоблачения культа личности Сталина стала резко меняться, а в начале 1960-х годов отношения между странами оказались на грани разрыва. Все это заставило семью Муллашевых, как и многие другие семьи, в апреле 1963 года вернуться в Советский Союз, сначала в Семипалатинск, потом в Караганду, в колхоз «Путь к коммунизму», и только через некоторое время удалось переехать в Алма-Атинскую область, в совхоз Узун-Агач. 

В Казахстане к переселенцам из Китая в то время отношение было настороженное, если не сказать предвзятое. В городах селиться запрещалось, документов у них не было, а в колхоз брали и без документов. Поэтому трудовая деятельность Камиля в Советском Союзе началась в колхозе. Он стал работать помощником чабана, ремонтировал кошары, возил сено на тракторе, т. е. познавал все тяготы нелегкого сельского труда. Между тем, спустя годы, вспоминал об этой жизни без сожаления: «Это было удивительное время, я накапливал жизненный опыт для будущего»4. Муллашева как хорошего работника начальство не хотело отпускать из колхоза, и ему с трудом удалось взять справку, с которой он отправился поступать в Алма-Атинское художественное училище имени Н. В. Гоголя.

Так начался очередной – алма-атинский – период в жизни и творческом становлении Камиля Муллашева. Ему пришлось многое начинать заново и воспринимать реальность таковой, какой она была в действительности. В училище он принес свои многочисленные рисунки и акварели, но там не поверили в его авторство и документы не приняли. Ко всему прочему Камиль, свободно говоривший на татарском, уйгурском, казахском и китайском языках, не знал русского. Молодой человек не понимал, чего от него хотят, и никак не мог пояснить, что принес собственные работы.

В следующем году Муллашев отправился в училище вместе с отцом, говорившим по-русски, и вновь представил свои работы, но педагоги, вспомнив его прошлогодний визит, снова стали утверждать, что он принес чужие работы. Тогда директор училища Акрап Кудайбергенович Жубанов предложил Камилю выполнить задание в их присутствии, и результат оказался ошеломляющим. Два года учебы в Синьцзянском институте искусств не прошли даром, своей профессиональной подготовкой Муллашев значительно опережал даже студентов. В училище его приняли, и окончил его Муллашев за три года вместо пяти.

Учился он на театрально-декорационном отделении, которое в то время считалось наиболее сильным. Преподавали там Акрап Жубанов, Владимир Семизоров, Игорь Корогодин, Дуйсен Сулеев. Между тем основной проблемой для Муллашева оставалось незнание русского языка, литературы и истории. Эту задачу он сразу же стал решать и не прекращал заниматься самообразованием в зрелом возрасте. После окончания училища в 1967 году Камиль Муллашев на протяжении нескольких лет работал, но его мечтой было продолжение художественного образования в Москве. 

В 1972 году эта мечта осуществилась: Камиль поступил на факультет живописи Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. Этот период его жизни можно назвать «российским». Муллашев постигал не только секреты профессионального мастерства, но и русскую художественную культуру, историю и, как всегда, был открыт для новых знаний. В московском институте Камиль учился в мастерской профессора Таира Салахова – известного советского художника, одного из основателей искусства «сурового стиля» в советской живописи, лауреата Государственных премий. Об этих годах художник вспоминает с благодарностью, в первую очередь, своим педагогам, которые давали возможность студентам проявлять творческую индивидуальность и поощряли их собственные позиции. Институт обогатил начинающего живописца профессиональным мастерством и жизненным опытом. Определяющим, безусловно, было влияние профессора Салахова.

Живописец Муллашев сформировался именно в 1970-е годы, когда, по утверждению критики, в изобразительном искусстве наряду с «большой сдержанностью, сосредоточенностью, неторопливой вдумчивостью» художники выражали «и свою публицистичность, и свои виды экспрессии, и свои понятия о драматизме и патетичности»5. В этом «многоголосии настроений, переживаний, состояний» Муллашев нашел свою «нишу». Идеи и образы его произведений оказались связаны с художественными процессами времени, а присущие живописи художника лаконизм формы, сдержанность образной интонации, умение автора соединить реальность с романтическим чувством сохранились и в дальнейшем как особенность его стиля. Преобладающие в те годы графичность и «рациональное отношение» к цвету также нашли отражение в искусстве Муллашева.

Его творческая индивидуальность впервые со всей определенностью проявилась в картине «Утро» (1976, ГТГ), в которой автору удалось, остро и смело сопоставить вечное и современное, свободный полет белых коней по древней степи и парашют с космической капсулой в огромном небесном пространстве. В картине поражает органичное единство сиюминутности происходящего и вечности жизни. Скульптурно четкое изображение предметов и преобладающие синие, голубые, белые тона образуют утонченное целое.

Сильное, непосредственное чувство уравновешено общей немногословностью и лиричностью образа.
Известность к Муллашеву пришла, можно сказать, сразу. Его дипломную работу – триптих «Земля и Время. Казахстан» (1978, ГТГ) после экспонирования на Всесоюзной выставке приобрела Государственная Третьяковская галерея. Картина многократно репродуцировалась. Художник емко и содержательно воплотил образ республики, обозначив в нем три главных компонента: целину, нефть и космос. В центральной части триптиха, в картине «Юность», образы неба, земли и космонавта сосуществуют в неразрывном единстве, и каждый усиливает значение остальных. Стремясь передать суть явления, художник как бы освободил форму от второстепенных деталей, преобразив ее вещественность в условность поэтических уподоблений. В композиции левой части – «Над белой пустыней» – доминируют сферические объемы нефтеналивных цистерн. На первом плане, рядом с этими колоссальными сооружениями, видна фигура человека на верблюде – своеобразное сосуществование прошлого и настоящего и их сопоставление. Здесь, по точному определению искусствоведа А. Якимовича, художника увлек «романтический пафос контраста»6.

В творчестве художников 1970-х – начала 1980-х годов поэтизация индустриальных мотивов стала закономерным явлением. Искусствовед А. Каменский, отмечая «благотворное стремление» художников к тому, «чтобы как-то видоизменить “технизированное” видение современности, найти к ней поэтический ключ, человеческий подход», назвал это своеобразное приятие и примирение с технизацией в искусстве «документальным романтизмом»7. Сочетанием этих двух слов критику удалось выразить основную суть «нового художественного направления в советской живописи»8, объединившем произведения М. Омбыш-Кузнецова «Освоение» (1980), Я. Крыжевского «День, восходящий в завтра» (1981) и других, связанных с идеей освоения огромных пространств. Триптих Камиля Муллашева, созданный в 1978 году, оказался первым в этом ряду. В 1984 году он экспонировался на выставке ста произведений советского искусства в залах знаменитого парижского Grand Palais, где был удостоен серебряной медали Академии художеств Франции.

Эти годы оказались плодотворными для Муллашева. Он получил широкую известность, регулярно участвовал во всесоюзных и зарубежных выставках, был награжден дипломами и знаками отличия Академии художеств и Союза художников СССР. Карьера художника уверенно продвигалась вперед.
В 1984 году по направлению Союза художников Камиль отправился в творческую командировку в Сирию и Афганистан, где создал множество произведений в так называемых горячих точках, которые не утратили свою актуальность и в наши дни. В этих работах нашли отражение впечатления художника, убеждающие своей конкретностью и достоверностью. В основе изобразительности живописных образов Афганистана в полотнах художника лежит своеобразная монументализация, основанная на четких цветовых и линейно-пространственных ритмах композиции, взаимодействии конструктивных объемов и скупой, почти монохромной цветовой гамме.

Живописно-пластическая система произведений Муллашева заметно стала меняться в середине 1980-х – начале 1990-х годов. На этом переломном этапе развития общественного самосознания художника переставали увлекать большие социальные темы, вместо них появлялись новые идеи, менялась стилистика живописных произведений. Пластические и колористические поиски Муллашева отныне были связаны с новейшими историческими и художественными тенденциями века. Новая общественная ситуация снимала преграды, вычленявшие авангардное направление из творческой практики. «Авангардистская альтернатива стала реальной проблемой для широкого круга художников и для зрителя», – писал критик Александр Морозов, обозначая эту «альтернативу» как «третий путь»: это перспектива искусства, заявляющего о своей независимости от прочих областей социальной практики, от общепринятой, традиционной иерархии материальных и духовных ценностей жизни»9.

Художник искал новые сюжеты и средства изобразительности и даже увлекся «игрой в наив». Полностью отдавшись «свободописанию» (так называл автор колорит, наполненный декоративностью, звучностью и красочностью палитры), Муллашев создал такие картины, как «Доение кобылиц» (1989), «У ручья» (1993), «Рождение гения» (1993), «Поцелуй полосатых» (1995) и другие, в которых главенствовала живописная стихия. Он освободился от необходимости воссоздавать на холсте иллюзию трехмерного пространства, увлекся пастозностью, фактурной проработкой холста.

В 1992 году в Ленинграде и Казани Муллашев принял участие в выставке «ТАТАРТ». Художник всегда сохранял связь с татарским народом, с его культурой, охотно бывал в Татарстане и по впечатлениям от поездок в Казань создал серию работ «Татарские женщины», отмеченных удивительно точным соотношением изобразительной конкретности и выразительной условности. Реализуя новые пластические идеи в картинах «Невестушки» (1996), «Сабантуй» (1996), «Девичий разговор» (1996), автор через национальные образы воспевал идеал женской красоты. «Татарские женщины» – одна из самых поэтичных в творчестве художника серий, отличающаяся искренностью и нежностью в изображении женских образов. Так своим творчеством Камиль Муллашев отдал дань татарской культуре и корневой своей связи с нею.

Как большой художник он всегда свободно чувствовал себя и в казахской национальной духовной традиции, по-своему воплотив ее в картине «Аура нежности» (2000, Национальный музей, Астана). В ней в полной мере отразилось национальное мировосприятие образа казахской женщины. По мысли художника, благородство женских лиц, богатство и великолепие национальных одежд – все в целом должно утверждать непреходящую ценность народного бытия.
Для творчества Муллашева характерна многогранность образов, увлечение мифическими и историческими персонажами, миром природы и вечной темой материнства. Работа в жанре портрета всегда являлась важной составляющей творчества художника. Не случайно он создал значительное число портретных изображений – как простых, так и известных людей культуры, литературы, науки, общественных деятелей и исторических личностей.

Приступая к созданию образа Аблай хана (2009), автор сознавал историческое значение и масштаб личности выдающегося государственного деятеля. Аблай хан (1713–1781), хан Казахской орды, был умным политиком и дипломатом, талантливым полководцем. Цель его жизни состояла в укреплении государства и объединении всех трех жузов Казахского ханства. Решительность и несгибаемость военачальника, принимающего единственно верное решение, художник и передал в портрете Аблай хана. Его взгляд сосредоточен и как бы направлен вглубь себя. Игра света и тени и приглушенный колорит, подчеркивающий белое пятно головного убора, усиливает драматизм и величие образа полководца.

С особым проникновением решен портрет народного татарского поэта Габдуллы Тукая (1886–1913). Главным в его образе явилось не портретное сходство, а состояние души поэта. С особой силой живописного мастерства выписан ландшафт, призванный раскрыть сложную внутреннюю жизнь поэта, всецело погруженного в свои мысли. Не случайно автор изобразил его в вечернее время, когда солнце уходит за горизонт, и приближение темноты создает ощущение драматизма и напряжения, совпадающих с его образом.

В портретах, будь то изображения исторических деятелей прошлых эпох или современников, таких как Президент Казахстана Н. А. Назарбаев или Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев, Муллашев никогда не изображает минутное душевное состояние модели. Все они находятся в состоянии внутренней сосредоточенности, держатся с достоинством, показывая умение владеть собой. В их взглядах виден ум и большой жизненный опыт.
В одном из своих автопортретов (2013), написанном к юбилейной выставке, проходившей в Казани в 2014 году, Муллашев предстает зрелым мастером. Художник создал глубокий и правдивый образ творческой личности, пронизанный ощущением легкого чувства грусти и мудрости, порожденной пониманием жизни, что приходит с возрастом.

Закономерным результатом активной творческой деятельности Камиля Муллашева стало присвоение ему в 1996 году звания Заслуженный деятель Республики Казахстан и звания Народный художник Республики Татарстан в 2003 году.
Художник много ездит по миру и нередко бывает на своей родине, в Китае, где участвует в выставках, проводит собственные персоналии, мастер-классы, собирая при этом большие аудитории. В 2012 году за проведение персональной выставки, посвященной 20-летию дипломатических отношений между Республикой Казахстан и КНР он был удостоен почетной грамоты Правительства КНР, а в 2013 году был избран членом Академии художеств Академии китайской национальной живописи Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.

Важным в карьере Камиля Муллашева стал 2016 год. Художник был удостоен высшей награды – звания лауреата Государственной премии Казахстана, которую вручил ему президент Республики Н.А. Назарбаев. А накануне в Москве, где присутствовал его учитель, профессор Т. Т. Салахов, был избран почетным академиком Российской Академии художеств. Еще ранее, в сентябре, участвовал в масштабной международной выставке «Искусство Шёлкового пути», организованной в Китае в рамках Международного культурного форума в Дунхуане (КНР), представив на ней пейзажи и образы жителей Казахстана.
С 2007 года Камиль Муллашев живет в Астане, поскольку считает, что должен быть в центре культурных и общественных событий. Ему нравится современный дух новой столицы республики, ее культурная среда. Деятельная натура художника находит в каждом мгновении жизни радость бытия. Огромное трудолюбие и высокая требовательность к себе остаются главными составляющими его творческой деятельности.

Уделяя большое внимание пленэру, Камиль каждое лето выезжает на этюды в казахстанскую степь. В последние годы писал натурные пейзажи Чарына, Кегеня, Джаркента, Талды-Кургана. «Тишина, ровная степь, как будто один на земле. Хорошо пишется, где хотел, там останавливался и писал», – рассказывает художник о своих поездках. Не случайно именно «дыханием степи» наполнены его пейзажи. Неторопливый ритм их пространства наполняет полотна особым мироощущением. Если в степных пейзажах пространство всегда открыто и пластически ясно, то в лесных пейзажах Татарстана оно замкнуто высокими деревьями, закрывающими горизонт и своими верхушками уходящими за край рамы. Натурные впечатления подсказывают художнику композиционное построение полотен. В Армении Камиль писал пейзажи сарьяновских мест. Эти штудии словно позволяли ему приблизится к разгадке влияния природы на искусство того или иного живописца.
Многолетняя, целенаправленная творческая жизнь Муллашева отмечена внутренней цельностью. Художник всегда оставался верным себе и высоким принципам искусства. В его творчестве нашло отражение органичное сочетание реалистического и авангардного по форме искусства, обобщенно-символические и метафорически-ироничные произведения. Гармония, ясность и уравновешенность, присущие Камилю Муллашеву – человеку, отличают и его творчество.


1 Подробнее см.: Муллашев К. Начало // Камиль Муллашев: Альбом / вст. ст. К. Мукажановой. М.: Изд-во «Институт ДИ ДИК», 2003. С. 28.
2 Из интервью автора статьи с К. Муллашевым. Октябрь 2016 г. Архив автора статьи.
3 Там же.
4 Там же.
5 Якимович А. К. Советское изобразительное искусство 1970-х – начала 1980-х годов // Советское искусствознание’19. М.: Советский художник, 1985. С. 30.
6 Там же.
7 Каменский А. Документальный романтизм //Творчество. 1982. № 10. С. 19.
8 Там же. С. 20.
9 Морозов А. И. Поколения молодых: Живопись советских художников 1960-х - 1980-х гг.: Альбом. М.: Советский художник, 1989. С. 220.


ЛИТЕРАТУРА
1. Каменский А. Документальный романтизм // Творчество. 1982. № 10. С. 18–21.
2. Камиль Муллашев: Альбом / вст. ст. К. Мукажановой. М.: Изд-во «Институт ДИ ДИК», 2003. – 156 с.
3. Кантор А. Пять трудовых лет // Творчество. 1982. № 11. С. 6–10.
4. Ли К. Қазақстан бейнелеу өнері. ХХ ғасыр = Изобразительное искусство Казахстана. ХХ век: Альбом. Алматы: Атамұра; ChevronTexaco 2001. – 330 с., ил.
5. Морозов А. И. Поколения молодых: Живопись советских художников 1960-х – 1980-х гг.: Альбом. М.: Советский художник, 1989. – 250 с., ил.
6. Мукажанова К. Земля и время. Казахстан // Дидар.1998. №2. С. 85-93
7. Якимович А. К. Советское изобразительное искусство 1970-х – начала 1980-х годов // Советское искусствознание’19. М.: Советский художник, 1985. С. 29–65.

Аннотация

Статья посвящена исследованию творческого пути художника Камиля Муллашева, теснейшим образом связанного с тремя государствами – Китаем, где он родился и сделал первые шаги в искусстве, Россией, где получил высшее профессиональное художественное образование, и Казахстаном, с которым связана большая часть жизни и творчества мастера.

Summary

This article is dedicated to the research regarding the creative path of artist Kamil Mullashev, who is closely linked to three governments: - China-where he was born and took his first steps within the arts; Russia- where he received his higher professional art education; and Kazakhstan- which is associated with most of the life and work of the artist.

Список иллюстраций

1. К. Муллашев. Над белой пустыней. Левая часть триптиха «Земля и время. Казахстан». 1978. Авторское повторение. Картон, темпера 86х110 ГМИ РК им. А. Кастеева
2. К. Муллашев. Юность. Центральная часть триптиха «Земля и время. Казахстан». 1978. Авторское повторение. Картон, темпера 86х125 ГМИ РК им. А. Кастеева
3. К. Муллашев. Хлебная страда. Правая часть триптиха «Земля и время. Казахстан». 1978. Авторское повторение. Картон, темпера 86х102 ГМИ РК им. А. Кастеева

 

МУКАЖАНОВА КУЛЬЖАЗИРА ЖУМАДИЛЬЕВНА

Руководитель отдела «Изобразительное искусство Казахстана» Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Президент Национальной секции AICA (Алматы, Казахстан)

Статья опубликована в научном журнале «Временник Зубовского института» Российского института истории искусства, № 3, 2019, СПб, с. 90-101.

MUKAZHANOVA KULZHAZIRA Zh.

Head of the department of Fine Arts of Kazakhstan at the Kasteyev State Museum of Arts of the Republic of Kazakhstan,

President of AICA National Section (Almaty, Kazakhstan)

E-mail: kmukazhanova@mail.ru