Сегодня, в Государственном Музее Искусств РК состоялось торжественное открытие выставки "Абай - мудрость народа", а также презентация каталога "Образ Абая глазами художников Казахстана". При поддержке АО «Bank RBK» был издан каталог, посвященный личности и творчеству великого казахского поэта, просветителя-философа, композитора, мастера художественного слова Абая Кунанбаева. В экспозиции представлены более 70 живописных, графических, скульптурных работ художников разных периодов, посвященных образу и творчеству Абая. В этих произведениях мастера прошлого века и современности изображают образ Абая, его величие.
Государственный музей искусств РК им. А. Кастеева представляет юбилейную выставку, посвященную 175-летию со дня рождения великого казахского поэта, просветителя-философа, композитора, мастера художественного слова Абая Кунанбаева (1845-1904). На выставке представлены более 70 живописных, графических, скульптурных произведений из фондов музея.
В. Гегель писал: "Философия-это, прежде всего, охват эпохи мыслью. Но для того, чтобы охватить эпоху мыслью, нужно быть мыслителем высокого уровня". Одним из таких мыслителей стал Абай (Ибрагим) Кунанбайулы, живший в Казахстане во второй половине XIX века. Он основал новую национальную письменность казахскую литературу. Абай, являясь потомственным аристократом, тем не менее был близок к простому народу, хорошо понимал все их тяготы судьбы, думы и чаяния.
В экспозиции представлены работы художников разных периодов, посвященные образу и творчеству Абая. В этих произведениях мастера прошлого века и современности изображают образ Абая, его величие.
Такие художники, как А. Кастеев, Б. Сарсенбаев, А. Исмаилов, К. Ходжиков, А. Галимбаева, Л. Леонтьев, передают в своей живописи величие Абая каждый по-своему: в одних работах мы видим вдохновенный образ мыслителя, в других - Абая с книгой в руке. Одним из первых художников, кто создал портрет Абая, был Абылхан Кастеев. В 1945 году он написал акварелью «Портрет молодого Абая». В портрете начинающий художник стремится передать душевное состояние поэта. В его же произведении «Абай на жайлау», написанном в 1971 году, изображен умудренный жизню аксакал, сидящий на окраине аула. В 1960-1967 годах А. Галимбаева создала серию эскизов «Состязание акынов», «Ажар и Айдар», «Суд биев» к фильму «Песнь Абая. В «Портрете Абая», написанным Н. Нурмухаммедовым в 1971 году, монументально смотрится фигура писателя, которой словно тесно в рамках картины. Художник хотел передать мощный дух, внутреннюю силу, присущую Абаю. У Т. Тогысбаева «Абай. Мыслитель» (1971) ) показан зрелый человек, умудрённый жизнью. Для создания образа философа, мыслителя выбрана лаконичная, монументально решённая композиция. Абай изображён в профиль, в глубокой задумчивости он сидит на фоне огромной полусферы земли. Фигура соразмерна нашей планете. Ведь Абай, в глазах художника, личность космического масштаба. В графике Е. Сидоркин, блестящий мастер графического искусства, дважды обращался к роману М. Ауэзова "Путь Абая": в 1960 году он создал серию книжных иллюстраций в линогравюре, а в 1970 появились автолитографии «Абай и его бабушка», «Тогжан», «Матери», «Кунанбай», «Байга» и др. Иллюстрации правдиво отражают грозную, трагически сложную атмосферу жизни казахов конца девятнадцатого века. В 1970-е годы И. Исабаев создал иллюстрации в технике автолитографии, такие как «Каламкас», «Ескендир», а также иллюстрации к стихам о временах года. К. Каметов в своих литографиях «Качели», «Кочевье», «Барымта» (1986 г.) Художник абсолютно свободен в интерпретации лирических стихов поэта. Он создаёт не иллюстрации, скорее визуализирует своё восприятие, игру воображения. Поэтому он выбирает литографию, гравюру на камне. Его изображения, словно размытые воспоминания, проходящие сквозь завесу истории. Скульпторы Е. Сергебаев, В. Рахманов и др. представляют образ Абая как поэта-философа. В фонде хранится бюст Абая, выполненный армянским скульптором Е. Годжабашяном и переданный в дар музею.
Все эти уникальные произведения из фондов Государственного музея искусств РК им. А.Кастеева отображают не только жизненный Путь Абая, но и повествуют о национальном характере, судьбе, быте казахского народа, широте и красоте кочевой и оседлой степи в целом.