Государственный музей искусств РК им. Абылхана Кастеева представляет выставку живописи Алмаса Нургожаева «Переход». Экспозиция включает семь новых триптихов, объединенных общей концепцией. Выставка посвящена памяти Игилика Кулбаева.
Вернисаж 22 февраля в 16.00, пресс-тур в 15.00.
Свою очередную персональную выставку Алмас Нургожаев назвал «Өткел/Переход». Первая экспозиция «Дебют» состоялась в 2019 году, где сразу обозначились творческая одаренность, целеустремленность и яркое своеобразие молодого живописца. Алмас Нургожаев учился у выдающегося казахстанского педагога и живописца Жумакына Кайрамбаева, сумевшего почувствовать в нем оригинальность мышления, помочь найти соответствующую манеру живописи, придать ей уверенность и силу. В основе творческой манеры Алмаса лежат крупный монументальный формат картин, экспрессия свободного рисунка, динамично-неожиданные ракурсы фигур с намеренно деформированными масштабами и экономная, почти гризайльная палитра цвета. Все эти качества явственно обозначились уже на первой персональной выставке. Тем неожиданней эволюция, которая произошла с художником за последние два года, что наглядно демонстрирует данная выставка. Почерк художника вполне узнаваем, но, одновременно, заметно преобразован. Большой формат картин сменяется громадными триптихами, позволяющими развить и усложнить композицию, показать движение замысла.
Экспозиция включает семь масштабных живописных триптихов, сюжеты которых балансируют на грани абстракции и фигуративности.
В пяти из них преобладают зыбкие образы, сочетания текучих и острых форм, которые уподобляются игре подсознания, больше всего напоминая страшные сны-фантазии. Человеческие очертания лишь угадываются. В хаосе широких мазков и потеков серо-желтого цветового поля возникают беспокоящие монстроподобные фигуры и детали – крючковатые пальцы с перепонками, выдвигающиеся подвижные колени-локти-торсы текучих антропоморфных видений. Рисунок, словно скоропись, становится еще более резким, отрывистым и экспрессивным.
Но если смотреть на выставку как на единое целое, как на художественный проект, то можно увидеть соединение и содержательную связь всех работ. Упомянутые пять сновидческих триптихов фланкированы двумя супрематистскими работами. Кубистические формы с пустыми лабиринтами внутри напоминают то ли панельные коробки жилых домов, то ли фантазии Малевича. Первый левый триптих – мутноватое черно-бело-серое введение в сон-инобытие, когда затухает и отключается конкретика дня. Далее то нарастает, то слабеет ощущение тревоги и драматизма, который испытывает сам автор, отражая также и общее состояние социума, два года живущего в условиях пандемии. А справа, в завершающем триптихе мир вновь обретает конкретные формы. Происходит яркое красно-желто-белое оптимистическое возвращение в «прекрасный и яростный мир».
Художник словно ставит перед собой априори невыполнимую задачу – зафиксировать образы подсознания, «остановить мгновение», хотя оно и не всегда прекрасно. Он обращается к философским, метафизическим проблемам. Здесь главенствуют не события, но духовные смыслы: размышления о загадочности бытия, о трагичной хрупкости человеческой жизни, о неоднозначности всего происходящего. Общая неустойчивость и подвижность внутреннего состояния в работах находит отражение в названии «Переход». Это не только топографическое перемещение в пространстве, но и пограничное состояние неизвестности, сохраняющей право на надежду. Высокий накал страстей, сила чувств, изобразительная интенсивность, свобода и мастерство исполнения позволяют утверждать, что такой значимой, сильной и преданной своему делу личности давно не появлялось в нашем искусстве.
Выставка продлится 1 месяц.
Куратор выставки - Екатерина Резникова, заслуженный деятель РК,
кандидат искусствоведения
Биографическая справка:
Алмас Нургожаев родился в 1988 году в селе Кеген Райымбекского района Алматинской области. В 2007 году окончил Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева, в 2012 году – Казахскую национальную академию искусств им. Т. К. Жургенова (мастерская Ж. Кайрамбаева, У. Жубаниязова). В 2017 году там же окончил магистратуру по специализации «Станковая живопись». С 2016 года преподает в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева.